«Доступность — это не только
сооружение пандусов,
специальных лифтов,
приспособление дорог и
общественного транспорта.
Не меньшую роль призвана
Играть и настройка под нужды
инвалидов правил работы
наших социальных,
и прочих служб»_
В.В. Путин
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
• инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
• инвалиды с нарушением зрения и слуха
• лица преклонного возраста (60 лет и старше)
• временно нетрудоспособные
• беременные женщины
• люди с детскими колясками
• дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства — приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…»
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА!
В современном образовании поставлена цель — обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
• показатели здоровья дошкольников,
• психолого-физиологические особенности,
• уровень общего развития,
• коммуникативные особенности и речевое развитие,
• эмоциональное благополучие.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
• дошкольное воспитание
• внешкольное воспитание и образование
• среднее общее образование
• среднее профессиональное образование
• высшее профессиональное образование
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.
Сведения о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности
групповая комната 1 младшей группы №1 корпус 1_
стол детский – 5шт.; стул детский – 20 шт.; кровать детская – 20 шт.; стол для педагога – 1 шт.; стул_
взрослый – 2 шт.; шкаф для детской одежды – 20 шт.; игровая зона «Домик» - 1 шт.; уголок ряженья – 1 шт.; кукольный театр – 1шт.; центр воды и песка – 1шт.; дидактический уголок – 1 шт.; стенка игровая большая тематическая «Городок» – 1 шт.; спортивный уголок – 1 шт.; игровой стеллаж-1 шт.
групповая комната средней группы № 2 корпус 1
стол детский –15 шт.; стул детский – 30 шт.; кровать детская – 30 шт. ( двух ярусные -15 шт.); стол для педагога – 1 шт.; стул взрослый – 2 шт.; шкаф для детской одежды – 30 шт.; зона игровая зона «Дом» - 1 шт.; кукольный театр – 1шт.; стенка игровая большая тематическая «Крепость»– 1 шт.; стенка игровая «Ракета» – 1 шт.; уголок медика – 1 шт.; спортивный уголок – 1 шт.;
групповая комната старшей группы № 3 корпус 1
стол детский –15 шт.; стул детский – 30 шт.; кровать детская, двух-ярусные — 15 шт.); стол для педагога – 1 шт.; стул взрослый – 2 шт.; шкаф для детской одежды – 30 шт..; зона игровая зона «Парикмахерская» - 1 шт .; кукольный театр – 1шт.; стенка игровая большая – 1 шт.; стеллаж для игрушек.; спортивный уголок – 1 шт.
ведения об оборудованных учебных кабинетах
музыкально-физкультурный зал:_
Музыкальный центр «Sony» - 1 шт.; цифровое пианино «КАСИО» - 1 шт.; телевизор ЖК «Samsung» - 1 шт.; шкаф для пособий – 2 шт.; письменный стол– 1 шт.; шкаф для костюмов – 1 шт.; стул детский – 29 шт.; ковер – 2 шт.; зеркало – 4 шт.; проектор – 1 шт.; мобильный экран – 1 шт.; стул взрослый – 18 шт.; столик детский – 2 шт;. костюмы для взрослых театральные 8шт. Бревно гимнастическое -2 шт., скамейка гимнастическая – 2шт.; спортивная шведская стенка – 2 шт.; мат – 2 шт.; дуги – 5 шт.; мячи детский – 29 шт.; скакалки – 29 шт.; палка гимнастическая – 29 шт.; контейнер для хранения мячей – 2 шт.; кольцеброс – 1 шт., сетка навесная, мешочки для метания-30 шт., стойка для прыжков – 1шт.
Сведения о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности
групповая комната1 младшей группы №1 корпус 2
стол детский – 4шт.; стул детский – 15 шт.; кровать детская – 15 шт.; стол для педагога – 1 шт.; стул взрослый – 2 шт.; шкаф для детской одежды – 15 шт.; игровая зона «Дом» - 1 шт.; уголок ряженья – 1 шт.; кукольный театр – 1шт.; центр воды и песка – 1шт.; дидактический уголок – 1 шт.; стенка игровая– 1 шт.; спортивный уголок – 1 шт.;
групповая комната средней группы № 2 корпус 2
стол детский –8 шт.; стул детский – 15 шт.; стол для педагога – 1 шт.; стул взрослый – 2 шт., кровать детская двух ярусные -8 шт.; шкаф для детской одежды – 15 шт.; зона игровая зона - 1 шт.; кукольный театр – 1шт.; стенка игровая– 1 шт.; спортивный уголок – 1 шт.;
групповая комната старшей группы № 3 корпус 2
стол детский –8 шт.; стул детский – 15 шт.; кровать детская двух ярусные -8 шт.; стол для педагога – 1 шт.; стул взрослый – 2 шт., шкаф для детской одежды-15шт.,
зона игровая - 1 шт.; кукольный театр – 1шт.; театрализованный уголок -1 шт., стенка игровая - 1 шт.; спортивный уголок – 1 шт.;
Сведения об оборудованных учебных кабинетах
Музыкально-физкультурный зал:
Музыкальный центр «Sony» - 1 шт.; пианино «Кузбасс» - 1 шт.; шкаф для пособий – 1 шт.; письменный стол– 1 шт.; шкаф для костюмов – 1 шт.; стул детский – 15 шт.; зеркало – 1 шт.; столик детский – 1 шт;. ширма -1шт.,костюмы для взрослых театральные-5шт., скамейка гимнастическая – 2шт.; спортивная шведская стенка – 1шт.; мат – 2 шт.; дуги – 2 шт.; мячи детский – 20 шт.; скакалки – 15 шт.; палка гимнастическая – 15 шт.; контейнер для хранения мячей – 2 шт.; кольцеброс – 1 шт., сетка навесная, мешочки для метания-15 шт.
Лего –студия
Стол детский 4 шт.; шкаф для наглядных пособий-1шт.; стол письменный для педагога-1шт.; стулья детские -8шт.; стул взрослый -2шт.; ковер.
Конструкторы серий: Duplo, Friends, Juniors.
Иллюстративный материал, игрушки, проектор, интерактивная доска, цветные карандаши, раскраски, цветная бумага, пластилин.
Сведения о библиотеках, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: в каждой возрастной группе имеется библиотека художественных произведений для детей. В методическом кабинете библиотека методической литературы, электронная библиотека книг, методических пособий, справочной и детской литературы.
Сведения об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: имеется физкультурный зал, с необходимым оборудованием для физического развития детей. В каждой возрастной группе расположен центр двигательной активности. На территории имеется спортивная площадка, оснащенная безопасным спортивным оборудованием для детей, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Сведения об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: имеется физкультурный зал, с необходимым оборудованием для физического развития детей. В каждой возрастной группе расположен центр двигательной активности. На территории имеется спортивная площадка, оснащенная безопасным спортивным оборудованием для детей, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Сведения о средствах обучения и воспитания приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: в учреждении используются следующие средства обучения и воспитания:
1. По характеру воздействия на воспитанников:
-визуальные: предметы, макеты, карты, ИКТ – презентации;
-аудиальные: речь воспитателя, музыкальный центр, пианино;
-аудиовизуальные: DVD-фильмы, ИКТ – презентации.
2.По степени сложности:
-простые: печатные пособия, картины, модели;
– сложные: механические визуальные средства, компьютеры.
3.По происхождению:
-натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек);
– символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты);
– технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства.
Специальные условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: Питание воспитанников, организовано в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и осуществляется по примерному десятидневному меню. В основу разработки меню вошли все необходимые пищевые продукты в соответствии с требованиями СанПиН. Настоящее меню рассчитано на пятиразовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин). Калорийность по норме выполняется, считается ежемесячно. Ежемесячно проводится анализ выполнения норм питания. Каждый приём пищи осуществляется в соответствии с режимом дня. С целью информирования родителей об ассортименте питания во всех группах размещено ежедневное меню. Дети ежедневно получают соки, фрукты. Выдача готовой пищи разрешается только после снятия пробы ответственными лицами с обязательной отметкой вкусовых качеств, готовности блюд и соответствующей записи в бракеражном журнале готовых блюд. В ДОО работает бракеражная комиссия. Пищевые продукты, поступающие в ДОУ, имеют санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии их санитарным требованиям. Ежедневно выставляются суточные пробы. Еженедельно проводится проверка санитарного состояния пищеблоков. В холодильниках и холодильных камерах установлены термометры, ведется ежедневный контроль за ними, в холодильниках соблюдается товарное соседство продуктов (рыба, мясо, масло, сыр и др.).
Специальные условия охраны здоровья для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: в учреждении создан комплекс мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Состояние помещений соответствует гигиеническим требованиям, поддерживается воздушный, питьевой, температурный режимы. Согласно санитарно-гигиеническим требованиям разрабатывается:_
• режим дня воспитанников в Учреждении, с обязательным учетом возраста воспитанников;
• составляется расписание занятий для каждой группы воспитанников. В летний период проводятся развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития воспитанников на физкультурных занятиях.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: учреждение оснащено персональными компьютерами (стационарные), имеющими выход в интернет; принтер многофункциональной системой; имеется проектор, экран переносной, широкоформатный. Интернет ресурсы сети интернет используются для взаимодействия с родителями, обмена информацией с коллегами и в иной методической деятельности сотрудников учреждения. Официальный сайт ДОО адаптирован для лиц с нарушениями зрения.
Перечень специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: отсутствует.
Сведения об обеспечении беспрепятственного доступа в общежитие, интернат: не предусмотрено.
Количество жилых помещений в общежитии, интернете, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: не предусмотрено.